• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошлое и настоящее культуры рэп-баттлов на Ближнем Востоке

30 октября Илья Сергеевич Бутурлин, приглашённый преподаватель и выпускник Школы востоковедения НИУ ВШЭ, представил доклад на тему «Арабские рэп-баттлы как адаптация культурного наследия арабов и его развитие на современном этапе».

Как связаны бедуины и современный арабский рэп? Что такое «политические перебранки» и как они отображаются в культуре рэп-баттлов? Почему ближневосточный рэп является переосмыслением культурного наследия предков? Как с помощью рэпа лингвисты изучают современный арабский язык?

И.С. Бутурлин рассказал слушателям, что хотя хип-хоп культура попала на Ближний Восток именно с Запада, начиная с 2010-х гг. арабский рэп становится все более самобытным. Но почему же ближневосточная рэп-культура отличается от западной? Илья Сергеевич объясняет это традицией «поэтических перебранок», а если говорить точнее, то именно жанром «заджаль». Стоит уточнить, что «поэтические перебранки» являются важнейшей частью устного творчества арабов, а их появлению способствовала деятельность поэтов средневековья.

Илья Сергеевич отмечает, что до событий «арабской весны» рэп-культура на Ближнем Востоке не была сильно развита, однако именно рэп стал голосом людей во время протестов. Благодаря политической направленности текстов исполнители могли мирно доносить свою позицию касательно происходящего в стране.

В своём докладе И.С. Бутурлин приходит к выводу, что после событий «арабской весны» ближневосточные рэп-исполнители стали затрагивать больший спектр тем, рэп стали воспринимать как продолжение культуры «заджалей», а значит и литературного наследия средневековых поэтов. Также докладчик подчеркнул, что рэп-культура помогает исследовать все сферы жизни арабского общества, а ученые через этот музыкальный жанр изучают различные формы современного арабского языка, его диалекты и «средний язык».

Также докладчиком было замечено, что в наше время рэп считается полноценным жанром арабской музыки и продолжает активно развиваться. Рэп-баттлы начинают набирать популярность по всему Ближнему Востоку, и специальные площадки для их проведения уже открыты в некоторых странах.

И хотя рэп-баттлы в ближневосточных странах пока проводятся не так часто, их определённо ждёт большое будущее, так как они являются новой формой арабского творчества, уходящего корнями в поэтические традиции предков. 

Впечатления участников мероприятия 

Александра Каталина Мендоса Пересс, студентка 1 курса ОП «Востоковедение»

Мне очень понравилось, больше всего заинтересовало существование «среднего» арабского языка, а также гипотеза о том, что арабские рэп-баттлы в какой-то степени существовали раньше других подобных мероприятий, про связь ранней арабский поэзии и рэпа. 

Варвара Пинаева, студентка 1 курса ОП «Востоковедение»

Мне очень понравился доклад. Особенно меня заинтересовало то, что на развитие арабских рэп-баттлов оказала влияние культура «заджалей», что это не просто явление, которое было заимствовано из Америки. 

Владислав Харламов, студент 1 курса ОП «Востоковедение»

Мне очень понравился доклад Ильи Сергеевича. Он был очень интересным. Одним из ключевых моментов является пример арабского рэпа. Отчётливо были видны различия между арабским рэпом и тем, что известен нам. Интересным оказалось, что жанр «поэтических перебранок» является достаточно древним, и в настоящий момент он существует и хорошо сочетается с реалиями жизни. 

Ксения Кириленко, студентка 1 курса ОП «Востоковедение»

Всё очень понравилось! Доклад был интересный. Наверное, больше всего увлекла история появления арабских рэп-баттлов. 

Лариса Альбертовна Чупрыгина, старший преподаватель Школы востоковедения 

И.С. Бутурлин познакомил участников встречи со своими наблюдениями за получившим широкое распространение в ряде стран Арабского Востока, но мало исследованным явлением – арабским рэпом и его реализацией в форме рэп-баттлов. Явление это настолько новое, что для его номинации на арабском языке автору понадобилось ввести собственный термин: мубаразат ар-раб («рэп-поединки»). Интересным был рассказ докладчика о том, что к исследованию этой темы он пришел, занимаясь изучением функционирования современного арабского языка: «полемика в стиле рэп», являющаяся сегодня одной из форм устной наддиалектной коммуникации в арабском мире, стала оригинальным материалом для изучения языковых процессов. Исследования культуры Арабского Востока многогранны и перспективны; надеюсь, что выпускники Ближневосточной секции Школы востоковедения еще не раз удивят нас интересными открытиями!

Вторая часть клубной встречи получилась и вовсе «для друзей»: выпускники Школы востоковедения Рафи и Карим Сатуевы поделились впечатлениями об учебе в магистратуре Даремского университета (Великобритания), где они учились на программе International Relations in the Middle East и которую они успешно закончили, получив степень магистра. И, конечно, ответили на многочисленные вопросы участников встречи.

Благодарим Арабский клуб «Пальмира» за организацию встречи!