• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воспоминания Клэра Шеннолта – основателя добровольческой авиагруппы «Летающие тигры» о войне в Китае

«Отец Летающих тигров»

К 1940 году большая часть воевавших в Китае с 1937 года советских добровольцев, вернулась на Родину. Советский союз больше не был заинтересован в поддержке Китайской Республики. Произошло это по нескольким причинам: разгоревшаяся в Европе Вторая Мировая война и война с Финляндией не позволяли держать опытных пилотов так далеко от СССР, но основными причинами вывода советских лётчиков из Китая это назвать нельзя. Антикоммунистическая риторика главы Гоминьдана Чан Кайши становилась всё более явной, что не нравилось советскому правительству. Совокупность этих факторов и стала причиной прекращения прямой поддержки гоминьдановского Китая в 1940 году.

Благодаря советской помощи китайцы стали более уверенно чувствовать себя в воздушных сражениях против японцев, но авиатехника в то время развивалась семимильными шагами, и к 1940 году поставленные из СССР машины (И-15, И-16) начали устаревать. Настоящим кошмаром для китайцев стало появление в 1940 году новейшего палубного истребителя-моноплана Mitsubishi A6M Zero. «Зеро» были вооружены двумя 20 мм авиапушками и двумя пулеметами винтовочного калибра; нескольких попаданий осколочно-фугасными снарядами пушек было достаточно, чтобы разорвать в клочья любой истребитель. Японским авиаконструкторам действительно удалось достичь выдающихся лётно-технических характеристик – до конца 1942 года «Зеро» считался лучшим палубником в мире, однако прекрасная маневренность и хорошая скороподъемность были получены ценой полного отсутствия бронирования, что негативно сказалось на живучести самолета. Низкая живучесть, впрочем, нивелировалась опытностью японских лётчиков, воевавших в Китае. В 1940 году столкновения китайцев с «Зеро», в основном, заканчивались одинаково: японцы потерь не несли. 31 июля 1940 года заместитель командира 24-го чаньтая повел группу из семи И-16 в ночной перехват, хотя эти истребители не имели соответствующего оборудования для ночной навигации. В результате сумели набрать высоту только три самолета, включая лидера. В бою с японцами все они были сбиты, летчики погибли. Из-за огромных потерь китайское командование приняло решение приостановить воздушные операции.

Свидетелем новой катастрофы в китайском небе был американский отставной майор Клэр Ли Шеннолт, работавший в Китае с 1937 года. Шэннолт работал военным советником в ВВС Китайской Республики, и когда советские пилоты начали покидать Китай, он задумался о создании добровольческой авиагруппы, которая состояла бы из американских пилотов. Впоследствии созданная им авиагруппа вошла в историю, как «Летающие тигры». Воспоминания отставного майора ВВС США раскроют, как же всё-таки появилась на свет одна из известнейших добровольческих авиагрупп, и какую роль она заняла в китайской истории.

Задолго до создания «Летающих тигров» Клэр Шеннолт успел поработать бок о бок с советскими военными советниками. Он также по достоинству оценил боевую эффективность советских пилотов в небе Китая:

«…На службе русские демонстрировали примеры железной дисциплины. В отличие от американской практики, когда пилоты коротали время в ожидании тревоги, играя в покер в дежурке, русские летчики неподвижно сидели весь день в тесных кабинах. Они выстраивали свои самолеты вокруг летного поля. Когда звучал сигнал воздушной тревоги, самолеты начинали беспорядочно взлетать во всех направлениях. Но я ни разу не видел, чтобы на взлете не произошло хотя одного столкновения. Честно говоря, несколько раз я предпочел бы оказаться под японскими бомбами, чтобы только не участвовать в этой безумной суматохе. Русские пилоты были упорными и решительными, отличались великолепной физической формой. Они могли спокойно выдержать 12-часовое дежурство, тяжелый воздушный бой и ночную попойку такую обильную, что я не могу припомнить ничего, даже близко на нее похожего. Они были значительно старше и спокойнее, чем американские пилоты. Русские никогда не страдали от боевого переутомления…».

«…Мне привелось видеть прекрасные воздушные бои между японцами и русскими, которые происходили над Нанкином и Ханькоу. Русские имели истребители-бипланы И-15 — улучшенную версию Боинга Р-12 с вдвое более сильным мотором и 4 синхронными пулеметами, стреляющими через плоскость винта. Кроме того, они располагали истребителями И-16 — маленькими, толстенькими монопланами, напоминающими грубую копию гоночного самолета «Джи Би» Джимми Дулитла. В бою бипланы и монопланы поддерживали друг друга. И-15 использовали маневренность, а И-16 — свою высокую скорость. После того как странная коллекция разнообразных американских, итальянских, немецких и французских самолетов, которые китайцы собрали до войны, была уничтожена в боях,  китайские пилоты пересели на русские истребители и бомбардировщики и воевали на них более 2 лет, пока летом 1941 года в Китай не начали поступать по ленд-лизу американские самолеты…

Русские участвовали в одном из самых ужасных разгромов, которые были когда-либо устроены японцам в воздухе. После падения Нанкина главной целью японской авиации стал Ханькоу. Мы были уверены, что весной 1938 года японцы используют возможность отпраздновать день рождения Хирохито, нанеся сокрушительный удар по временной китайской столице.

И вот русские командиры, Моу и Чоу, несколько адъютантов генералиссимуса (имеется в виду Чан Кайши) и я собрались, чтобы набросать свой собственный сценарий празднования дня рождения императора. Японцы имели несколько довольно неприятных стычек с русскими над Ханькоу, и поэтому их визиты стали нерегулярными. Чтобы подбодрить их в день рождения Хирохито (29 апреля), мы намеренно убрали истребители, прикрывавшие Ханькоу. 28 апреля все китайские и русские истребители улетели с огромным шумом и помпой. Они кружили над городом на малой высоте, чтобы все могли их видеть и слышать, а потом взяли курс на Нанчань. Японские агенты, которые кишели в Ханькоу, как клопы в гостиничной койке, сообщили об этом, не дождавшись, пока самолеты улетят.

А через час все истребители повернули назад и приземлились на аэродроме Ханькоу, подкравшись на высоте деревьев. Они не делали обычных кругов, и в сумерках их никто не заметил. Мы с Билли МакДональдом специально поднимались на крыши самых высоких зданий Ханькоу. Мы не видели и не слышали, как вернулись истребители.

На следующее утро, во время завтрака, завыли сирены воздушной тревоги. Сеть оповещения передала, что 15 бомбардировщиков летят со стороны Нанкина, а большая группа истребителей поднимается вдоль по реке от Уху. Японцы держали свои истребители на передовых аэродромах в районе Уху, чтобы они могли сэкономить топливо и долететь до Ханькоу, принять участие хотя бы в коротком бою и вернуться. Для японских истребителей возвращение в Уху всегда представляло серьезную проблему, и мы решили в этот день сделать ее еще сложнее. 20 китайских пилотов на русских самолетах патрулировали южные подходы к аэродрому Ханькоу. Они имели приказ как можно дольше связывать боем вражеские истребители, чтобы те израсходовали бензин. Наши главные силы из 40 истребителей лениво выписывали в небе восьмерки примерно в 30 милях восточнее Ханькоу, перекрывая прямой путь на Уху. Они должны были атаковать япошек, когда те останутся без бензина и не смогут вести бой.

Японцы совершили большую ошибку, так как при подходе к цели сделали большой крюк к югу и развернулись над Вучангом, чтобы разбомбить аэродром раньше, чем китайские истребители успеют атаковать их. Япошки явно не собирались сражаться долго. Через несколько минут я увидел, как японские истребители вышли из боя и покачали крыльями, давая сигнал перестроиться и возвращаться домой. Китайцы сумели сбить несколько бомбардировщиков, но в целом вражеская группа пострадала мало и улетела в полном порядке.

Я весело рассмеялся, так как увидел, что они повернули прямо на Уху. Именно там со стороны солнца кружили русские, ожидая их, как стая злобных ястребов.

Атака русских была выполнена превосходно. При первом ударе бомбардировщики были отсечены от истребителей. Пока часть русских истребителей занималась бомбардировщиками, остальные погнались за японскими истребителями. У япошек просто не хватало бензина, чтобы развернуться и принять бой. 3 бомбардировщика сумели спастись, однако ни один истребитель не вернулся в Уху. В этот день русские и китайские пилоты сбили от 36 до 39 самолетов. Были потеряны 9 китайских истребителей, 4 пилота погибли. Русские потеряли 2 самолета, но все пилоты остались живы. Этой же ночью японское радио радостно возвестило, что над Ханькоу сбиты 52 китайских самолета в ознаменование дня рождения императора».

Шэннолт также являлся работником китайской компании САМСО (Central Aircraft Manufacturing Company), производившей американские самолёты фирмы Curtiss-Wright по лицензии. Жена Чан Кайши – Сун Мэйлин в то время возглавляла комиссию по аэронавтике, поэтому де-факто Шэннолт работал на неё. В 1938 году Сун Мэйлин предложила американцу пост «советника по противовоздушной обороне» с окладом в тысячу долларов. Его задачей было «возродить» китайские ВВС по американскому образцу. Стоит отметить, что Шэннолт не участвовал в воздушных схватках, ограничиваясь разведывательными полётами на демонстрационном экземпляре истребителя Curtiss модели "Хок" 75Н с неубирающимся шасси, который был закуплен в 1938 году и стал личным самолетом американского советника, занимавшегося обучением китайцев, а попутно - лоббировавшего поставки американских самолетов; иногда он занимался координацией действий китайских пилотов, наблюдая за боем с борта своего истребителя.

В своих мемуарах Шэннолт ярко описывал назначение на новую должность:

«Я прибыл в Куньмин летом 1938 года. Это тоже была ссылка подальше от ожесточенных воздушных боев, которые тогда бушевали над долиной Янцзы. Я отправился туда по прямому приказу мадам Чан Кай-Ши, чтобы заняться на первый взгляд безнадежной задачей — создать новые Китайские ВВС по американскому образцу. Мадам Чан никогда не забывала тех черных дней в Нанкине, когда подготовленные итальянцами пилоты разбивались прямо на аэродроме. Она все сильнее давила на меня, чтобы я перестал заниматься военными операциями и переключился на подготовку. Когда стало ясно, что мне не выдержать это давление, я предпринял еще одну попытку вернуться на действительную службу в армию США, пусть даже это привело бы к большим потерям в деньгах. Я провел на войне уже целый год, за это время мои теории воздушного боя прошли самое суровое испытание. Мне казалось, что полученный опыт следует применить как можно быстрее и как можно эффективнее для подготовки американских пилотов, а не заниматься высиживанием китайского феникса в скалистых горах. Воздушный Корпус официально ответил мне, что в 1938 году «не имеет средств для возвращения отставных офицеров на действительную службу».

Обучение китайских пилотов очень нелегко давалось американским специалистам:

«…Чтобы укомплектовать школу в Юньане, была набрана группа офицеров резерва американского Воздушного Корпуса. Это была отличная команда — прекрасные летчики, хваткие парни и опасные партнеры за карточным столом. Кроме Билли МакДональда там был Джонни Престон, который специализировался на внешних петлях, выполняя их на морских самолетах. Фрэнка Хиггза увековечили в кинокомедии «Терри и пираты» под именем Дада Ханника. После войны он погиб, выполняя один из первых рейсов CNAC[1] по маршруту Шанхай — Кантон. «Скип» Адер помогал мне набирать первую Американскую добровольческую группу (АДГ) и служил в штабе Китайских ВВС…

…Ботнер Карни присоединился ко мне в начале 1938 года и оставался моим помощником после прибытия АДГ[2]».

«Учеба была делом трудным, мягко говоря. Американцы, поклоняющиеся механизмам, пытались научить летать китайцев, получивших классическое образование. Это было благодатным полем для всякой нервотрепки и конфликтов, ведь сталкивались две совершенно различные цивилизации. Много лет спустя только что прибывшие в Китай американцы восхищались моей способностью спокойно объясняться с китайцами и приписывали это каким-то сверхъестественным дарованиям. На самом деле эта способность была приобретена долгими годами тяжелого опыта, часто болезненного, но всегда поучительного».

«…Как ни странно, китайцы страшно не любили иностранных советников, особенно технических специалистов. Если что-то шло неправильно, в качестве козла отпущения выбирался иностранец, которого тут же обвиняли во всех национальных несчастьях. Я прекрасно помню визит к доктору Т. В. Суну, когда он находился в Юньнани, изгнанный из правительства в Чунцине. Его критики вынудили Суна уйти в отставку на том основании, что он пригласил в Китай слишком много иностранных советников… В первые годы моего пребывания в Китае у меня часто происходили стычки с генералиссимусом и мадам Чан. Причиной была моя нетерпеливость, резко контрастирующая с восточным пониманием времени. Они могли размышлять над проблемой десятилетиями и поколениями, тогда как для меня дорог был каждый день…».

«…Со временем мне удалось создать систему взаимоотношений с мадам Чан, которая оказалась эффективной. Вместо того, чтобы обсуждать мои насущные проблемы, я подходил к ней с печальным видом и сообщал, что прошу отставки и с сожалением возвращаюсь в Соединенные Штаты.

«Нет-нет, вы не можете уехать, — стандартно возражала мадам. — Скажите мне, что вас беспокоит, и мы постараемся что-нибудь придумать».

Под ее нажимом я неохотно излагал свою самую насущную проблему, и мадам пускала в ход всю свою клокочущую энергию для ее решения. В первые критические месяцы войны моя отставка предлагалась раз в неделю, но в результате положение Китайских ВВС значительно улучшилось».

«Потерпев неудачу на севере, японцы нанесли удар на Ханькоу вдоль течения Янцзы, где серьезную роль мог сыграть вражеский флот. В сезон большой воды эсминцы могли действовать по всей реке вплоть до Ханькоу. Временная столица была захвачена противником осенью 1938 года. Примерно в это же время Кантон, главный порт Южного Китая, был захвачен японским экспедиционным соединением. Позднее были оккупированы оставшиеся морские порты и остров Хайнань. Японцы попытались полностью отрезать Китай от остального мира.

За первые два года Китай понес такие потери, которые заставили бы капитулировать любую другую нацию. Страна потеряла: 

  • Одиннадцать провинций.
  • Все важнейшие железные дороги.
  • Реки Янцзы и Хуанхэ — главные водные артерии Китая.
  • Примерно 95 процентов своей промышленности.
  • Столицу и все промышленные, финансовые, добывающие центры.
  • Лучшие дивизии своей армии.
  • Практически всю военную авиацию.

Однако Китай продолжал сражаться, и почти никто не думал о капитуляции.

Хотя я совершил свой последний вылет на истребителе в Китае в октябре 1938 года, мое пребывание в Юньнане прерывалось частыми полетами над Свободным Китаем на двухместном учебном самолете и легких транспортах. Я знал Китай, как только может знать летчик.

Исключая эхо японских бомб, никакие события не влияли на происходящее в Юньнане. Дни проходили в бесконечной череде тренировок. Криббедж, покер, какие-то кинофильмы, которые я видел в Штатах давным-давно, представления местного театра составляли наши вечерние развлечения. В те годы я был заметной фигурой во Французском клубе Куньмина. Один раз в 6 недель уходила почта в Штаты. Ее доставляли по железной дороге в Ханой, оттуда компания «Эр Франс» везла ее в Марсель, а потом в Америку. Позднее через Тихий океан начали летать самолеты «Пан Америкен», что сократило время доставки до 10 дней, если использовать связи CNAC с Гонконгом. Также имели место случайные поездки на автомобиле и на мулах в горы, чтобы забрать тела пилотов CNAC или авиакомпании «Евразия», которые в тумане врезались в один из пиков Юньнаня.

Я взял отпуск, чтобы провести Рождество 1939 года в Луизиане и сделать еще одну попытку вернуться на действительную службу в Воздушный Корпус США. И снова ответ был «нет». Я вернулся в Китай в начале 1940 года и опять осел в Юньнане, совершенно не представляя, что ждет меня впереди».


[1] China National Air Corporation

[2]Американская волонтёрская группа – официальное название «Летающих тигров».

Источник: Ченнолт К. Л. Путь бойца: Американская авиация в войне на Тихом океане / пер. с англ. А. Г. Больных. — М: ACT МОСКВА; Транзиткнига, 2006. 

Материал и комментарий подготовил Дмитрий Панасюк, студент 2 курса Школы востоковедения

Клэр Шэннолт. 1942 год. Автор неизвестен
Источник: collection of Daniel Ford/ https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chennaultcic.jpg
Статуя Клэра Шэннолта в нанкинском музейном комплексе, посвящённом пилотам, участвовавшим в японо-китайской войне 1937-1945 гг. Скульптор и дата установки неизвестны.
Источник: https://turbina.ru/guide/Provintsiya-Tszyansu-Kitay-127546/photos/page20/?size=big
Клэр Шэннолт (в звании генерал-майора). Автор и дата съёмки неизвестны
Источник: U.S. War Department / https://en.wikipedia.org/wiki/File:Claire_L._Chennault.jpg

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.