О японском колониализме в южнокорейском кинематографе
Сразу после освобождения Кореи от японского колониального режима в августе 1945 г. стали появляться фильмы, посвящённые подвигам участников антияпонского сопротивления. Например, фильм «Ура! За свободу» («자유만세») Чхве Ингю, производства кинокомпании «Корё» (고려영화주식회사). Несмотря на то, что сюжет этого фильма был вымышленным, это был первый полнометражный коммерческий фильм, который использовал антиколониальный национализм как идеологическую основу.
История появления патриотического нарратива в корейском кинематографе эпохи Ли Сынмана интересна тем, что важнейшие фильмы были созданы режиссёрами, уже сыскавшими популярность при японских властях и их цензуре. Вот и Чхве Ингю был известен фильмами «Плата за обучение» («수업료») о том, как бедному корейскому мальчику У Ёндалю помогает японец-учитель, который сделал «ящик дружбы», куда одноклассники мальчика складывали деньги для оплаты обучения, и «Дети солнца» («태양의 아이들») про сельского учителя, агитирующего корейских учеников вступить во вспомогательные корпуса японской армии. Неудивительно, что Чхве был решительно настроен исправить свою репутацию корейского коллаборациониста на звание образцового художника-патриота.
«Ура! За Свободу!», 1946 г.
Что происходит в фильме «Ура! За свободу!»? Август 1945 г., активист Чхве Ханджун приходит с очередного задания и рассказывает о провале. Его друг, Джангын, убит, а нашёл их кореец-полицейский Намбу. Чхве Ханджун-человек из радикального крыла антияпонского сопротивления, что следует из его фразы «если мы можем приблизить падение японского империализма на день или хотя бы на час, мы должны это сделать, это наша великая миссия». Его уважают соратники, но не понимают бесполезных потерь, ведь скоро Япония сама капитулирует. Он не согласен. «Вы все клялись в верности революции, но сейчас внезапно подумали, что жизнь слишком ценна».
У коллаборациониста Намбу есть жена, Михян, к которой в результате очередной погони попадает Чхве Ханджун. Она кисэн, несчастна в браке, и жаждет помочь антияпонскому сопротивлению. Также есть сцена, в которой дерутся два мальчика, и когда их разнимают, слышится фраза «Как тебе не стыдно бить того, кто меньше и слабее тебя». Эта фраза в целом отражает историю отношения японских колониальных властей над корейским народом.
Данный фильм является уникальным историческим документом, позволяющим примерно понять, как относились освобождённые корейцы к своей совсем недавней истории, какую гордость они испытывали по отношению к бывшим партизанам-бойцам антияпонского сопротивления и как использовали корейцев-коллаборационистов в качестве антагонистов. В дальнейшем корейский кинематограф постоянно будет обращаться к подобным тропам и практически не оспаривать устоявшийся нарратив о японском колониализме.
Чо Джоллэ «Возвращение домой», 2016 г.
История о девочке Джонмин из уезда Кочхан, провинция Южная Кёнсан, которую забрали из дома японские военные и перенаправили на «станцию утешения» возле реки Муданьцзян (목단강). Перед отъездом мать спрятала в одежду деньги на то, чтобы кто-нибудь потом довёз её обратно. Впрочем, все вещи забирали при попадании на станции.
Интересен данный фильм тем, что параллельно рассказываются две сюжетные линии. Вторая переносит зрителя в 1991 год, когда Ким Хаксун, первая из бывших «женщин для утешения», рассказала о своих лишениях и страданиях. Зрителю показывают постаревшую Ёнок, которая, с одной стороны, боится своего статуса, но раздражается, когда в одном из учреждений сказали о том, что «кто же пойдёт признаваться в этом? Только сумасшедшая». Кроме того, в уезде Янпхён, провинция Кёнги, есть девочка-шаманка Ынгён, способная стать проводником для мёртвых и помочь людям с их горем.
В этом фильме описывается быт, внутреннее устройство «станции утешения», график работы, большие очереди японских военных к вианбу. Важно подчеркнуть, что тела женщин для утех использовались для защиты тел имперских солдат от венерических заболеваний и «уменьшали» желание солдат к излишнему насилию над мирным населением. Насилие и злобу японские военные вымещали на вианбу, что продемонстрировано в фильме. Так, за попытку побега трёх вианбу, японские военные планировали расстрелять всех работниц данной «станции».
В данном фильме неслучайно обращаются и к военным годам, и к 1991 году. Режиссёр показал, как долго проблема «женщин для утешения» не была известна большинству населения Южной Кореи, и обращается к той боли, что до сих пор испытывают выжившие вианбу и само общество РК. В то же время Чо Джоллэ обратился и к проблеме принудительной военной мобилизации, вводя в сюжет корейца-солдата, жалеющего бедных девушек. Также режиссёр отметил неоднозначность явления корейцев-коллаборационистов, обозначив хозяев «станции утешения» этническими корейцами, лишь изредка сопереживающих юным героиням, но зарабатывающим на их услугах.
Чхве Донхун, «Убийство», 2015 г.
Боевик Чхве Донхуна, рассказывающий о борцах за независимость Кореи и операции с целью убийства двух важных лиц при японском колониальном режиме в Корее - губернатора Сеула Маморо Кавагути и прояпонского магната Кан Ингука. Операцию доверяют трём специалистам: Хван Доксаму, подрывнику, Чху Сангоку - пулемётчику, и Ан Огюн - девушке-снайперу. Такую команду собрал известный агент антияпонского сопротивления Ём Сокчжин, ранее совершавший покушение на Кавагути и Ингука.
Данный фильм обращается к нарративам об антияпонском движении и о корейцах-коллаборационистах. И с той, и с другой стороны полно ярких персонажей. От этого и так интересно смотреть этот южнокорейский блокбастер, наполненный различными сюжетными поворотами, вполне, впрочем, типичными для шпионских боевиков. Вообще, корейцы часто прибегают к тематике японского колониализма при создании боевиков, триллеров и прочих крупнобюджетных фильмов (ранее рассматривавшийся «Кунхамдо» 2017 г. или «Битва: Рёв к Победе» 2019 г.).
Чхве Донхун показывает Сеул колониального периода, состояние общества, вынужденного подчиняться японским оккупантам и неоправданную жестокость этих же оккупантов к мирному корейскому населению.
Исторически интересны и последние минуты фильма, где действие происходит уже после освобождения, в 1949 году, и идёт процесс над коллаборационистом, который заканчивается ничем, поскольку свидетель был убит. После процесса видны демонстрации с лозунгами «Устранить комитет по антинациональным преступлениям!». Такие настроения действительно были, но они нагнетались как самим режимом Ли Сынмана, опиравшимся на опыт и связи бывших коллаборационистов, но и полицией, большей частью состоявшей из бывших работников японской империалистической полиции, которые как раз ловили активистов антияпонского сопротивления.
Вновь борцы за свободу Кореи показаны настоящими героями, работающими вместе, в едином порыве, а коллаборационисты получают по заслугам. Типичный сюжет, всё также опирающийся на те же «аксиомы» нарратива о японском колониализме, что были прописаны ещё в 1940-х гг.
Материл подготовил студент 5 курса Лешаков Захар (Школа востоковедения)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.