• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воспоминания американских добровольцев на службе у Чан Кайши

«Летающие тигры» против японских асов в небе Китая

«Вы должны немедленно отправиться в Соединенные Штаты – сказал он – Подготовьте тот план, какой сочтете нужным. Сделайте все возможное, чтобы достать американские самолеты и американских пилотов».

Из разговора Чан Кайши и К.Л. Шэннолта. 1940 г.

***

«В середине октября 1940 г. я получил от генералиссимуса [Чан Кайши] срочный вызов в Чунцин. Когда я увидел генералиссимуса, то понял, что его очень беспокоят японские бомбежки. Поездки Чан Кайши по провинциям убедили его, что способность китайцев терпеть безнаказанные удары дошла до предела. Если налеты не будут остановлены или хотя бы не будет снижена их интенсивность, моральный дух китайцев может надломиться. Генералиссимус объяснил, что он подготовил план, как покончить с японскими бомбардировками: нужно закупить новейшие американские истребители и навербовать американских пилотов, способных управлять ими.

Я был настроен пессимистически. Европейские заказы проглотили все самолеты, не предназначавшиеся для армии и флота. К тому же мне казалось, что у США вообще нет хороших истребителей на продажу. Мне не слишком нравился Р-40 из-за уязвимости в бою мотора жидкостного охлаждения. А еще он казался слишком тяжелым и медленным, чтобы сражаться с маневренными «Нэйтами»[1]и «Зеро». Впрочем, на генералиссимуса мои замечания не произвели впечатления».

К.Л. Шэннолт

Главная проблема заключалась в том, что США и Англия не хотели продавать Китаю военные самолеты. Китайская авиация бездействовала, так как восполнять потери было нечем. Японцы имели в воздухе значительное преимущество. В тот, самый тяжелый для Китая период, страна всё еще получала технику и сырьё от СССР, но с каждым годом объёмы советской помощи уменьшались. Китайское правительство очень надеялось на помощь США. Однако основное внимание американских властей было сосредоточено на европейском театре военных действий. Китайцы их не интересовали.

Дальний Восток был совершенно забыт. Общественное мнение начало постепенно склоняться в сторону оказания помощи Англии. Сотни американцев пересекали канадскую границу, чтобы вступить в Королевские Канадские ВВС и сражаться в Европе. Однако идея найти американских добровольцев для войны в Китае казалась фантастической. Шэннолт вспоминал: «Буквально все, к кому я обращался, в той или иной форме, вежливо давали мне понять, что я сошел с ума».

Тем не менее Шэннолт настойчиво объяснял общественности и властям США геополитику и важность поддержки китайцев, и добился-таки принятия нужного решения. Встречи с рядом представителей администрации президента и влиятельными лоббистами сыграли свою роль. Шэннолт подробно излагал обстановку в Китае, которую он хорошо знал не понаслышке. Он убеждал американские власти, что японцы, завладев Китаем, станут гегемоном в Азии и этим нанесут огромный ущерб американским интересам в том регионе. В итоге, в Белом Доме нашлись поддержавшие его дальновидные политики, это убедило президента Рузвельта. Несмотря на то, что китайцы запросили достаточно много, уже 4 декабря они получили благосклонный ответ на свою просьбу.

23 декабря 1940 г. в США подписали соглашение, по которому Штаты предоставляли в распоряжение Китайской Республики 100 истребителей P-40 «Tomahawk» (экспортное обозначение Hawk-81 A2/A3) и способствовали вербовке необходимого количества летчиков и наземного персонала. Но подписанный президентом Рузвельтом 11 марта 1941 г. законопроект о «ленд-лизе» не позволял США оказывать прямую военную помощь Китаю, так как формально Япония не находилась в состоянии войны с Америкой. Изначально «Томагавками» планировалось вооружить китайские лётные части, но китайцы, облетав их, отказались их принять: по их мнению, этот самолёт не смог бы противостоять японским «Зеро».

15 апреля 1941 г., после многочисленных дискуссий, Рузвельт поставил окончательную точку в юридическом оформлении американской помощи, подписав еще один секретный приказ, согласно которому военным летчикам, вышедшим в отставку, позволялось поступить на службу в ВВС Китая как добровольцам. Фактически речь шла не только о резервистах, но и о лицах, находившихся на действительной службе.

Шэннолт собрал в США около 300 человек в качестве пилотов и обслуживающего персонала, которые должны были отправиться в Китай под видом туристов. Они были искателями приключений или наёмниками, а вовсе не идеалистами, намеренными спасти Китай, но именно они под руководством Шэннолта сформировали основу военной части, ставшей в Китае символом военной помощи США.

Американскую добровольческую группу (АДГ) нельзя было считать военной частью, поэтому пилоты и механики заключали с САМСО[2] годичный договор на транспортировку, обслуживание и ремонт самолетов. Условия вербовки были следующими: месячная зарплата рядового летчика – 600 долларов, комзвена – 750, наземного техперсонала – 350-400 долларов Кроме того, каждому предоставлялся месячный оплачиваемый отпуск, оплата дорожных расходов, жилья и суточные из расчета 30 долларов. Все расходы оплачивали китайцы. В тот период это была очень высокая зарплата, так что отбоя от волонтеров не было. В контракте не было упоминания о 500 долларов бонуса за каждый сбитый японский самолет. По словам Шэннолта, добровольцам просто сказали, что имеются слухи, будто китайское правительство будет платить еще по 500 долларов за каждый достоверно уничтоженный японский самолет. Они могли сами решать: правдив слух или нет. Оказалось, что правдив. Хотя сначала 500 долл. платили только за сбитый в воздушном бою самолет, вскоре это распространили и на самолеты, уничтоженные на земле (но только если их уничтожение подтверждалось).

В течение июня-августа 1941 года 109 завербованных пилотов, а также 150 механиков с фальшивыми документами, относящими их ко всем специальностям, кроме военных, небольшими группами шли в Китай, меняя корабли (голландские, норвежские и т.д.).

Официально отряд добровольцев, вошедший в состав китайских ВВС, создали в Бирме 1 августа 1941 г. Командовал АДГ лично К. Шэннолт. Авиагруппа состояла из трех эскадрилий. Каждая имела на вооружении от 18 до 21 Р-40, и в резерве еще по 10. Из ВВС Китая в американский авиаотряд прикомандировали 270 человек обслуживающего состава.

Позднее кроме опознавательных знаков китайских ВВС, на самолёты подразделения было нанесено изображение тигра. Происхождение знаменитой эмблемы эскадрильи окутано тайной: по одной версии эмблему придумали художниками студии Уолта Диснея, по другой – появление эмблемы и названия «Летающие Тигры» связывают с именем китайского художника Чжан Шаньцзы. В начале 1942 г. он, якобы, услышав о появлении группы американских добровольцев, нарисовал стаю тигров и подарил ее Шэннолту. Тому картина очень понравилась. В марте 1942 г. с нее сделали дизайн эмблемы, впоследствии ставшей эмблемой АДГ, которую стали рисовать и на фюзеляжах самолетов. Также на капотах моторов американцы рисовали огромную акулью пасть, тоже ставшую классической для самолетов авиагруппы.

До 7 декабря 1941 г., дня нападения Японии на Перл-Харбор, американская группа повоевать не успела: шло освоение района боевых действий, техники; отрабатывались слетанность, тактика и т.п. Но после японской атаки на Гавайи и вступления США в войну, американские добровольцы почувствовали себя не какими-то полуподпольными наемниками, а полноправными бойцами.

Главной задачей «Летающих тигров» стала оборона шоссейной дороги Бирма — Юньнань («Бирманская дорога»), которая на протяжении всей войны оставалась единственным наземным путём доставки военных грузов в Китай.

В середине декабря 1941 года, когда японцы активизировали налеты на провинцию Юньнань, где заканчивалась китайская часть Бирманской дороги, Шэннолт перебазировал 1-ю и 2-ю эскадрильи в Куньмин, а 3-я осталась в Рангуне.

Из дневника Чарльза Р. Бонда

20 декабря 1941 года

«Поднялись в воздух на патрулирование в 6 утра на случай ранней атаки японцев. Это был мой первый вылет в тёмное время суток на Р-40…Во время патрулирования ничего не случилось – вернулись на аэродром, чтобы приготовиться к дежурству. Где-то в 10 часов взлетели по очередной тревоге (в начале декабря американские пилоты часто поднимались в воздух по ложным тревогам или опаздывали на перехват, не встречая противника в обозначенном секторе)

На этот раз всё было по-настоящему. Мы выровнялись на высоте в 20 тысяч футов к юго-востоку от Куньмина, затем заметили японскую группу – 10 бомбардировщиков, летевших плотным строем. Они нас заметили и немедленно сбросили бомбы, начав разворот к Ханою. Я летел на самолёте Фрэнка Шиэла, потому что у него тогда был выходной, а мой самолёт был на ремонте. Мы шли практически на форсаже, спидометр показывал 225 миль в час, нам понадобилось 8-10 минут, чтобы догнать их и занять позицию для атаки. Боб Литтл был нашим ведущим, он ушёл вниз к облакам, чтобы атаковать снизу справа, в то время как я поднабрал высоту, чтобы атаковать справа – со стороны солнца. Я зарядил все пулемёты и включил прицел, снял вооружение с предохранителя. Япошки летели плотной формацией. Как только мы приблизились, они опустили нижние турели, напоминавшие мусорные баки, чтобы начать отстреливаться. Они сбавили скорость.

Я был напряжён и очень взволнован. Я вот-вот вступлю в бой. Я мыслил категориями «сбить самолёт» и так далее, и даже не думал о том, что в тех самолётах находились люди.

Я нащупал кислородную маску, закрепил её поплотнее и установил регулятор на двадцать одну тысячу футов…Мой самолёт был на тысячу футов выше бомбардировщиков и уже чуть левее. Я дал крен и начал пикировать, и когда ближайший бомбардировщик оказался в центре прицела я нажал на спуск. И, чёрт возьми, ничего не произошло!

Я быстро взглянул на переключатель. Из-за волнения я проверял его столько раз, что случайно поставил оружие на предохранитель. Я быстро приближался к бомбардировщику и не стрелял. Пришлось резко рвануть вниз и вернутся на исходную позицию для последующей атаки.

Я повторил атаку, и на этот раз все пулемёты сработали. Я видел, как мои трассеры вонзаются в фюзеляж бомбардировщика. В последний момент я отвернул, а затем почувствовал лёгкую вибрацию в ручке управления, но не придал этому значения. Я атаковал снова и снова. Два бомбардировщика начали терять скорость, отставая от группы и оставляя за собой дымный след…осталось 7 машин, 3 бомбардировщика уже явно начали терять высоту, но я пока ещё не мог претендовать на кого-то из них. Несколько наших преследовали падающие бомбардировщики и подтвердили, что они разбились о скалы.

Мы атаковали со всех сторон – справа, слева, сверху, снизу. Сэнди Сэнделл даже попытался зайти к ним в лоб. Когда он пролетал мимо, мы едва не столкнулись, но я был так увлечён боем, что это мало меня волновало.

Следует отдать японцам должное. Несмотря на постоянные атаки наших истребителей, они сохранили плотный строй. Бортстрелки нижних турелей – немногие выжившие члены экипажей, продолжали поливать нас огнём. (японские бомбардировщики в угоду большей дальности полёта были слабо бронированы, поэтому бортстрелки и пилоты погибали довольно часто)

…Уже на земле, к моему изумлению, я обнаружил пулевые отверстия в правом элероне, правом стабилизаторе и руле направления. Вот в чём была причина вибраций.

Потом мы подробно разобрали бой и пришли к выводу, что четыре бомбардировщика были сбиты точно и ещё нескольких бомбардировщиков записали, как вероятных. Я был полностью уверен, что поспособствовал сбитию левого ведомого группы. Мы были в приподнятом настроении. Шэннолт тоже был доволен – мы не потеряли ни одного человека. Впервые японские бомбардировщики прекратили налёты на Куньмин.

 

24 декабря

…Сегодня мы получили известие, что у третьей эскадрильи, дислоцированной в Рангуне, произошёл бой с 54 японскими бомбардировщиками в сопровождении истребителей. Наши сбили 9 бомбардировщиков и один «Зеро». Однако, к моей злости, и у нас были потери: Генри Гилберт был сбит, он не сумел покинуть горящую машину, Нил Мартин пропал без вести».

За время службы в Китае Чарльз Бонд сбил 7 самолётов.

***

В начале марта 1942 г. в связи с японским наступлением американцы покинули территорию Бирмы и сконцентрировались в Китае.

Тогда же, в июне 1942 года, «Летающие тигры» многочисленными штурмовками наступающих японских колонн добились того, что линия фронта стабилизировалась по реке Салуин. После этого их задачей, кроме обороны Куньмина, стало противовоздушное прикрытие районов боевых действий наземных войск.

Грегори «Пэппи» Бойингтон, Март 1942 года

«Шесть «уставших» Р-40 в последний раз покинули аэродром Рангуна в начале 1942 года. По пути на север мы делали короткие остановки в Магуэ, Мандалае, Лашо. Мы задерживались примерно на 3 дня в каждом из этих мест, чтобы прикрыть грузовики снабжения и беженцев, идущих по дороге.

…Все семь пилотов были рады вернуться в старое доброе Общежитие Номер 2, каким бы плохим оно нам тогда ни казалось. Мы рассчитали всё так, чтобы вернуться одновременно с нашей наземной командой, которая приехала на грузовике. Когда они начали распаковывать вещи, мы обнаружили, что они привезли с собой несколько весьма неожиданных покупок: один механик купил ручного леопарда. Парень держал его в качестве талисмана. Механик говорил, что тот леопард был ручным, но меня терзали сомнения по этому поводу.

После нашего прибытия на несколько дней всё вернулось в нормальное русло; ничего особенного на аэродроме не происходило.  Ничто в жизни более мне не казалось постоянным.

И действительно, потому что из-за серии случайностей, случившихся в марте 1942-го, шестеро из наших «Летающих тигров» (как нас тогда стали называть) едва не стали гостями Японской империи. Ещё за два года до того, как меня, наконец, сбили, и я действительно стал таким гостем[3]. Мы буквально чуть не приземлились на аэродроме, находившимся в тридцати милях от территории, уже контролируемой японцами; мы совершенно не знали, где мы находились.

Всё это началось одним мартовским утром, когда в дежурное помещение наших пилотов в Куньмине пришло известие о том, что для эскортирования пассажирского самолёта с генералиссимусом и первой леди Китая требуется 8 истребителей. От добровольцев не было отбоя, поскольку для наших пилотов это означало то же самое, что сопровождать самолёт с Франклином и Элеонорой Рузвельт. Но загвоздка заключалась в том, что нам не сказали куда мы летим.

Когда мы сели в кабины наших Р-40 с нарисованными на носах отвратительными акульими мордами, мы увидели процессию, собравшуюся вокруг транспортного DC-2 и ожидавшую прибытия знаменитой пары.

Посыльный на джипе в последнюю минуту передал нам инструкции от старика Харви, но этого было недостаточно. Инструкция заключалась лишь в том, что мы должны были кружить вокруг секциями по двое на высоте трёх тысяч футов, а затем устроить демонстрационный полёт и «сделать всё хорошо». Именно эта последняя фраза помогла посеять хаос, потому что, когда пилотам говорят в дополнение к чему-то «сделать это хорошо», то поверьте мне, они обычно расценивают это как вызов, и всем окружающим лучше остерегаться.

Мы взлетели и начали кружить вокруг лётного поля, набирая высоту. Мы видели машины с официальными лицами и самими Мадам Чан Кайши и генералиссимусом…По сигналу ведущего мы построились колесом Люфбери[4]. Затем мы на форсаже по очереди пикировали на аэродром. Каждый пилот выравнивался над самой землёй.

И тут мы перестарались. Самолёты ведущих шли так низко, что все фигуры попадали ниц, уткнувшись лицами в землю, включая Чан Кайши и его жену. Позже мы узнали от Шэннолта, какие вещи уважаемые гости говорили о нас, лёжа на земле. Как выяснилось позднее, один из пилотов и вовсе едва не врезался в землю, в последний момент успев потянуть ручку на себя до упора. Какие-то высшие силы уберегли самую влиятельную пару Китая от их же самолётов.

Все эти приключения были лишь началом того, что можно было бы назвать «комедией ошибок», за тем исключением, что комедийного в этом было мало…»

***

Добровольцы воевали в Китае до лета 1942 г., пока не были официально включены в состав 10-й, а затем 14-й Воздушной армии ВВС США. По официальным данным, за семь месяцев боёв «Летающие тигры» уничтожили 230 японских самолётов в воздухе и 66 на земле, ещё 43 самолёта числились предположительно сбитыми, а 33 повреждёнными в воздушных боях. Японскими данными подтверждается порядка 110 воздушных побед и 47 «наземных». Американские добровольцы потеряли около 30 пилотов. В провинциях Куньмин, Хунань, Цзянсу и в г. Чунцин были открыты музеи, посвященные американским авиаторам, защищавшим китайское небо.

Литература

Перевод с английского и комментарий подготовил Дмитрий Панасюк, студент 2 курса Школы востоковедения.

 

[1] Так американцы называли японский истребитель Nakajima Ki-27.

[2] Central Aircraft Manufacturing Company – китайская авиастроительная компания.

[3] В январе 1944 года Грегори «Пэппи» Бойингтон был сбит и попал в японский концлагерь.

[4] Оборонительная тактика ведения воздушного боя.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.