• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Принудительная трудовая мобилизация как объект южнокорейского блокбастера: «Кунхамдо»

Южнокорейская военная драма Рю Сынвана «Кунхамдо» («군함도»), известная в российском кинопрокате как «Кунхам. Пограничный остров», рассказывает о попытке побега корейских рабочих и вианбу («женщин для утешения») с угольной шахты на о. Хасима в 1945 г. Картина частично основана на документах и воспоминаниях выживших рабочих. В данной статье я попробую разобраться, насколько корректно быт принудительно мобилизованных корейских рабочих был показан в фильме.

В начале картины корейские рабочие на двухэтажном лифте спускаются внутрь угольной шахты. После того, как один из рабочих попал под обвал породы, японский начальник говорит: «Каждый раз, когда кто-нибудь из вас умирает, великий император теряет ценные активы. Чтобы проучить вас всех, этот труп будет лежать у ворот, а стоимость кремации вычтут из вашего жалования». Данным сюжетом демонстрируется  отношение японцев к корейской рабочей силе, как к рабам.

Дальше показана сцена церемонии отправки корейских выпускников на фронт. Главный герой, Ли Ганок - кларнетист и лидер оркестра, играющий на этой церемонии. Повсюду видны японские иероглифы, что наводит на мысль о принудительной японизации Кореи (к примеру, корейцам давали японские имена, да и Сеул называли тогда Кэйдзё). Музыкант хочет поехать на заработки в Японию, но при этом боится попасть, как многие корейцы, на тяжёлые работы на японских промышленных предприятиях. Один господин предлагает ему свою помощь за деньги и даёт рекомендательное письмо. Так, на пароме из Пусана он и его дочь добираются до Симоносеки.

По прибытию 12 февраля 1945 г. в Симоносеки обнаруживается обман господина: рекомендательное письмо не имело юридической силы и Ли Ганока, его дочь Сохи, и оркестр отправляют с остальными пассажирами парома до острова Хасима (корейское название - Кунхамдо). На паром поднимаются японские военные, которые разделяют пассажиров: мужчин отправляют на шахту, а женщин - на «станцию для утешения».

При расселении на шахте Хасима корейцам раздают квитанции за расходы на транспорт, личные вещи (обувь, кирки, одеяла), питание, и векселя со следующими формулировками: «Пожалуйста, вычтите из моей заработной платы за предоставленные вещи» (как будто это желание самого мобилизованного) и «Я не нанесу вред работе данного предприятия». Оплату этих расходов японцы вычитали из зарплаты.

В фильме показаны многочисленные сцены тяжелого рабского труда корейских рабочих, вынужденных трудится на шахте в ужасных условиях. После бомбардировки шахты американскими ВВС, раненых корейцев перестают снабжать едой. Понимающими неизбежное поражение в войне японцы принимают решение уничтожить корейцев, дабы те не свидетельствовали потом против них на военном трибунале. Японцами также сжигаются записи допросов и документы о  военной повинности. Корейские рабочие тем временем организуют побег с шахты. В конце фильма показывают атомную бомбардировку Нагасаки, а в титрах рассказывается о дальнейшей судьбе острова. Так, мы узнаем, что в 2015 г. он стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. ЮНЕСКО выдвинуло условие - разместить информацию о принудительном труде рабочих и прочих исторических фактах к декабрю 2017 г., но Япония его не удовлетворила.

Фильм был раскритикован японскими медиа за искажение исторических фактов. Несмотря на то, что сюжет с побегом корейских рабочих в фильме полный вымысел, режиссёр Рю Сынван заявил, что фильм в целом демонстрирует как «война может превратить человека в монстра» и не содержит антияпонских заявлений. В фильме, кстати говоря, не указано, что шахта, на которой разворачивается основное действие, являлась собственностью Mitsubishi Mining, вероятно для того, чтобы режиссёр и кинокомпания не попали под суд.

Сделав принудительную мобилизацию корейских рабочих времен Второй мировой войны объектом художественного фильма, режиссер, очевидно, разыграл «патриотическую карту»: фильм взывает к патриотизму и гордости корейцев за свой народ (так же, как, к примеру, российский фильм «Собибор»). Более того, фильм показывает вклад американцев как спасителей южнокорейского народа, с большой, почти документальной точностью передаёт быт принудительно мобилизованных рабочих и уровень экспроприации заработной платы. Судя по тому, как показаны японцы, вряд ли можно согласиться с режиссером, что фильм не содержит антияпонских заявлений. Прямо – нет, но косвенно – это вполне очевидно. Глядя на высокопоставленных японцев в фильме, можно упрекнуть их в ханжестве и негуманном отношении к рабочей силе. Насилие преподносится как норма в отношениях между корейцами и японцами в условиях военного времени и принудительной мобилизации, что, надо сказать, не далеко от истины, если обратиться к воспоминаниям корейских рабочих.

Автор: Захар Лешаков, студент 5 курса ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ

The Battleship Island (2017) primary poster.
Источник: https://www.imdb.com/title/tt5969696/

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.